Главная | Автоюрист | О прокуратуре российской федерации предварительное следствие

Правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора за предварительным следствием

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня г. Прокурорам следует более взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства и принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда. Принимая решение о передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, прокурорам следует строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные ст.

При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с п. Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, прокуроры обязаны добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения — принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной.

По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокуроры обязаны выносить мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

На прокуроров возложена проверка законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Им необходимо обращать внимание на соблюдение установленного ч. Считается существенным нарушением закона, требующим прокурорского реагирования, представление указанного документа прокурору в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения.

Прокуроры организовывают незамедлительное представление в прокуратуру проверочных материалов по поступившему постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела. Раздельно по ведомствам ведутся книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, в них фиксируются решения, принятые в ходе осуществления надзорных полномочий.

Удивительно, но факт! В докладных записках отражать: Требовать своевременного направления прокурору уведомления о каждом случае производства без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, наложения ареста на имущество, указанное в ч.

Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурорам необходимо изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, обращать внимание на объективность и полноту их проведения, в том числе путем опроса заинтересованных лиц и специалистов. Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление об его отмене, в котором указывать обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, ставить вопрос о возбуждении уголовного дела.

В целях предупреждения вынесения незаконных постановлений по результатам дополнительных проверок прокурорам необходимо брать на контроль их проведение и принятие процессуального решения. При установлении неоднократных фактов игнорирования законных требований прокурора принимать исчерпывающие меры, но привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, добиваться вынесения законного и обоснованного процессуального решения по сообщению о преступлении.

Кроме того, прокуроры обязаны извещать вышестоящего прокурора, прилагая проекты актов прокурорского реагирования в адрес вышестоящего руководителя следственного органа, о выявлении нарушений разумного срока уголовного судопроизводства при рассмотрении следственными подразделениями сообщений о преступлениях. В случае несогласия с решением нижестоящего прокурора о признании законным постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в полном объеме использовать полномочия, предусмотренные п. В органах прокуратуры ведется строгий учет всех направленных в соответствии с п.

Проверяя законность и обоснованность процессуальных решений, принятых по результатам рассмотрения постановлений прокурора. На постоянной основе в органах прокуратуры анализируются практика рассмотрения следственными подразделениями указанных постановлений, а также причины их неудовлетворения. Прокуроры обеспечивают надлежащий надзор за исполнением органами предварительного следствия требований ч.

Похожие статьи

В необходимых случаях они имеют право истребовать у следственных органов материалы, на основании которых были приняты указанные процессуальные решения. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов прокуроры имеют право отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление. Прокурорам следует обращать внимание на соблюдение следственными органами особого порядка привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц.

В случае выявления нарушений требований закона незамедлительно принимать меры к их устранению. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проверки прокурорам необходимо указывать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению в ходе проведения дополнительных проверочных мероприятий.

Ключевые слова

Раздельно по ведомствам ведутся книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов. Прокурор обязан своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения.

В случаях нарушения установленного ч.

Удивительно, но факт! Принципом прокурорского надзора является законность.

В ходе проверки прокуроры должны обращать внимание на соблюдение следственными подразделениями порядка задержания, соответствие сведений, изложенных в протоколе, материалам уголовного дела. При выявлении нарушений они обязаны принимать меры к их устранению. Особо подчеркивается, что прокуроры обязаны пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.

Хилвар,-- о прокуратуре российской федерации предварительное следствие такие необязательные

Кроме того, в обязанность прокуроров вменяется организация незамедлительного рассмотрения жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных, а также проверка всех изложенных в них доводов с изучением соответствующих материалов уголовного дела. При обнаружении лиц, незаконно задержанных или лишенных свободы, незаконно помешенных в медицинский или психиатрический стационар либо содержащихся под стражей свыше срока, определенного уголовно-процессуальным законом, прокуроры используют полномочия, предусмотренные ч.

Прокурор обязательно должен участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

При подготовке к судебному заседанию прокурор изучает приложенные к ходатайству материалы, обращая внимание на соответствие постановления следователя требованиям УПК РФ, установленным в ходе расследования обстоятельствам. Давая оценку заявленным ходатайствам об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и о продлении сроков содержания под стражей, прокурор должен руководствоваться положениями ст.

Удивительно, но факт! Таким образом, в качестве вывода по первой главе исследования, отметим, что прокурорский надзор в Российской Федерации - это установленный Конституцией РФ и федеральными законами особый вид государственной правоохранительной деятельности специального органа государства - прокуратуры Российской Федерации - по надзору наблюдению за соблюдением Конституции и исполнением законов РФ, а также иных нормативно-правовых актов в целях обеспечения верховенства законов, а также защиты и восстановления прав и законных интересов человека, общества и государства.

Прокурорам необходимо обращать особое внимание на законность и обоснованность избрания меры пресечения несовершеннолетним обвиняемым подозреваемым , при этом исходить из требований ч. Им следует исходить из того, что исключительный характер этих обстоятельств должен быть подтвержден конкретными фактами.

Прокурору, участвующему в судебном заседании, необходимо составлять письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства об избрании меры пресечения, которое согласовывать с соответствующим руководителем либо его заместителем. Осуществляя надзор за законностью применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, прокурор руководствуется перечнем тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января г.

В целях пресечения необоснованного уклонения от избрания данной меры процессуального принуждения или незаконного ее изменения прокурор обязан проверять, имеется ли в материалах деда медицинское заключение установленной формы о наличии отсутствии у лица тяжелого заболевания. При выявлении нарушений федерального законодательства он принимает необходимые меры реагирования. В каждом случае установления предусмотренных законом оснований принимаются меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке решений суда, принятых по ходатайствам об избрании меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

При освобождении из-под стражи лиц, в отношении которых избиралась такая мера пресечения, а затем уголовное дело уголовное преследование было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, не позднее 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу прокурор проводит проверку и составляет мотивированное заключение о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддержавшего в суде ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей.

Прокурор рассматривает вопрос о необходимости принятия мер реагирования на нарушения, допущенные следователем, руководителем следственного органа и прокурором, участвовавшим в рассмотрении ходатайства об избрании продлении меры пресечения, а также утвердившим обвинительное заключение. Кроме того, он требует от органов предварительного следствия своевременного направления уведомления о проведении в случаях, не терпящих отлагательства, осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также иных следственных действий, предусмотренных ч.

При несоблюдении следственными органами установленного законом срока направления уведомления принимать надлежащие меры прокурорского реагирования. Давая правовую оценку постановлению следователя, руководителя следственного органа о проведении следственных действий без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства, прокурор должен изучить соответствующие материалы, обосновывающие его вынесение.

При поступлении копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого прокурор должен обращать внимание на своевременность их направления, соответствие изложенных в них обстоятельств требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Выявляя нарушения законодательства, он требует их устранения согласно и. Прокурор следит за соблюдением руководителями следственных органов сроков рассмотрения его требований. В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства и при наличии оснований проект данного документа и подтверждающие его обоснованность материалы прокурор обязан представлять вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о направлении требования вышестоящему руководителю следственного органа.

Обеспечение контроля за производством органами предварительного следствия следственных и иных процессуальных действий также возложена на прокурора. В случаях формального подхода к устранению выявленных нарушений, в том числе путем частичного выполнения указанных в требовании следственных и процессуальных действий, прокурор принимает меры прокурорского реагирования. Не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела прокурор отменяет незаконные и необоснованные процессуальные решения о прекращении уголовного дела уголовного преследования либо о приостановлении предварительного следствия, обеспечив проверку и изучение материалов всех приостановленных, прекращенных производством уголовных дел в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.

При проверке законности постановлении о приостановлении предварительного следствия по основаниям, предусмотренным п. Оценивая законность и обоснованность процессуальных решений о приостановлении предварительного следствия по основанию, предусмотренному п. Проверяя решения о приостановлении предварительного следствия в связи с временным тяжелым заболеванием обвиняемого подозреваемого , он исходит из того, что такие процессуальные решения могут приниматься только при наличии медицинского заключения о невозможности участия лица в следственных и процессуальных действиях по уголовному делу.

Не реже одного раза в полугодие прокурор проводит анализ обоснованности приостановления предварительного следствия в соответствии с п. При осуществлении надзора за законностью прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования прокурор обращает внимание на фактическое обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав участников уголовного судопроизводства: Не допускает прекращения уголовного дела ввиду истечения сроков давности, если подозреваемый обвиняемый по делу установлен и против этого возражает.

В случае признания решения о прекращении уголовного дела уголовного преследования либо приостановлении производства незаконным или необоснованным прокурор выносит постановление согласно требованиям ст. При несогласии с решением нижестоящего прокурора о признании законным постановления о прекращении уголовного дела уголовного преследования либо постановления о приостановлении предварительного следствия в соответствии с п. В обязанность прокурора входит обращать внимание на факты неоднократного вынесения следственными органами постановлении о прекращении уголовного дела уголовного преследования либо постановлении о приостановлении предварительного следствия после возобновления производства по делу, оценивая при этом объем проведенных по делу следственных, а также иных процессуальных действий в период его возобновления.

Производство дополнительного расследования по таким делам ставится на особый контроль в целях принятия законного и обоснованного процессуального решения. В необходимых случаях прокурор имеет право обратиться к вышестоящему прокурору с проектами актов прокурорского реагирования, адресованных руководителю вышестоящего следственного органа. Прокурорам необходимо наладить действенный надзор за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного следствия и своевременным принятием процессуальных решений по уголовным делам. Обеспечивая надзор за соблюдением положений, предусмотренных ст.

В ходе осуществления надзора за соблюдением установленного законом порядка продления процессуальных сроков в случае возобновления предварительного следствия по приостановленному или прекращенному производством уголовному делу прокуроры руководствуются положениями определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля г. При поступлении к прокурору копии постановлений о прекращении уголовного дела уголовного преследования , постановлений о приостановлении производства по делу, а также соответствующих статистических карточек он должен осуществлять сверку содержащихся в них сведений с данными, фиксируемыми в книгах учета.

При этом особое внимание должен обращать на невнесение в статистический учет информации о возобновлении производства по уголовным делам после отмены указанных процессуальных решений. На стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор проверяет соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.

При невозможности принять решение в порядке ст. Следует исходить из того, что вышестоящими прокурорами по отношению к прокурорам городов, районов, другим территориальным. При утверждении обвинительного заключения прокурором субъекта либо его заместителем ходатайство о продлении возбуждается перед заместителем Генерального прокурора РФ. Направляя указанное ходатайство вышестоящему прокурору, прокурор рассматривает исключительно объективные причины невозможности принятия решения в течение 10 суток.

Процессуальное решение по результатам рассмотрения такого ходатайства оформляется в виде постановления, в котором, в зависимости от сложности и объема уголовного дела, устанавливает подчиненному прокурору срок в пределах не более 30 суток. Постановление приобщается к материалам уголовного дела. В случае избрания в отношении обвиняемого меры пресечения, связанной с изоляцией от общества, заблаговременно прокурором принимаются исчерпывающие меры, обеспечивающие изучение уголовного дела и утверждение обвинительного заключения до истечения срока содержания лица под стражей, принимая во внимание выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 22 марта г.

В силу требований ч. Прокурор, рассматривая в порядке ст. При выявлении фактов нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебных стадиях уголовного процесса и удовлетворения жалобы, поданной согласно ч. При поступлении заявлений о применении незаконных методов расследования, сопряженных с применением насилия, а равно иных обращений, содержащих достаточные данные, указывающие на признаки преступления, прокурор незамедлительно направляет их в соответствующие следственные подразделения для проведения проверки в порядке ст.

Установив в ходе осуществления надзора достаточные данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, он выносит мотивированное постановление о направлении материалов в органы Следственного комитета Российской Федерации для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю прокурор выносит постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомляет заявителя.

о прокуратуре российской федерации предварительное следствие подумал

Копию постановления об удовлетворении жалобы он направляет руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства. Если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий, в постановлении о разрешении жалобы прокурор отражает свое мнение об обоснованности данных ходатайств.

При уведомлении заявителя о принятом решении прокурор обязан разъяснить ему право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, установленном ст.

Законодательство РФ

Прокурор участвует обязательно в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. При подготовке к участию в судебном заседании прокурор изучает материалы проверки либо уголовного дела, решение или действия следственных органов по которым обжалуются. В случае выявления нарушений закона незамедлительно принимает меры к их устранению, отмене незаконных процессуальных решений до представления в суд указанных материалов. Участвуя в судебном заседании, прокурор дает заключение по поводу обжалуемых действий бездействия или решений следователя руководителя следственного органа с использованием всех имеющихся материалов, в том числе полученных в ходе рассмотрения аналогичных жалоб в порядке ст.

Каждое полугодие в органах прокуратуры обобщается и анализируется состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований и представлений прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования. Наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ.


Читайте также:

  • В брачном контракте допускается
  • Банки которые работают с военной ипотекой в рязани
  • Помощь трудового юриста онлайн
  • Ооо агентство недвижимости сделка
  • Как взять ипотеку для строительства дома