Главная | Автоюрист | Ложь и клевета проповедь

Святые Отцы о лжи и клевете.

Святоотеческое наследие Ложь Ложь — источник и причина вечной смерти Авва Анув сказал: Авва Анув 82, Храни себя от лжи, ибо она изгоняет страх Господень.

Рубрика: Святоотеческое наследие

Преподобный авва Исаия 34, Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Этого не позволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола Ин. Святитель Василий Великий 8, Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого. Лжец для всех гнусен и всем смешон.

Христианский катехизис

Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда спрашивают, не высказывать нам вины своей и чтобы, сделав грех, извернуться и оправдать себя. Преподобный Ефрем Сирин 29, Ложь — гнусное бесчестие человека. Избежим обвинения, вызываемого ложью. Не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, чтобы не встретить к себе недоверия даже и тогда, когда говоришь истину. Ложь есть разрушение любви. Святитель Иоанн Златоуст 46, Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случится и нужда потребует, и то не без страха, можем употребить ее.

Преподобный Иоанн Лествичник 57, Нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью; ибо лжец не имеет общения с Богом. Как всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от этих трех причин.

ложь и клевета проповедь теперь

Человек лжет или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить свое желание, или ради приобретения и не перестает изворачиваться и ухищряться в словах до тех пор, пока не исполнит своего желания. Иногда случается такое дело, что бывает крайняя нужда скрыть малое; и если кто не скроет малое, то дело приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность и видит кто-либо себя в такой нужде, то может поэтому изломить слово для того, чтобы не вышло большего смущения и скорби или обиды.

Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения. Жизнью своей лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержанным, или, будучи корыстолюбивым, говорит о милостыне и хвалит милосердие, или, будучи надменен, дивится смиренномудрию. И не потому удивляется добродетели, что желает похвалить ее, ибо если бы он говорил с этой мыслью, то он сперва со смирением сознался бы в своей немощи, говоря: И опять он не с той целью хвалит добродетель, чтобы не соблазнять другого, ибо он должен был бы в таком случае думать так: Зачем наносить вред душе другого и налагать на себя иную тяжесть?

И тогда, хотя бы он в том и согрешил, однако коснулся бы и добра, ибо осуждать себя есть дело смирения, а щадить ближнего есть дело милосердия. Будем избегать лжи, чтобы избавиться от участи лукавого, и постараемся усвоить себе истину, чтобы иметь единение с Богом, сказавшим: Преподобный авва Дорофей 58, Тогда иудеи покушались затмить Воскресение Христово легким туманом лжи: Эту ничтожность легко было преодолеть, и истина восторжествовала. Но и до сих пор враг не перестает чадить перед солнцем Воскресения, желая затмить его.

Никто да не смущается! От отца лжи чего ожидать, кроме лжи? Он многих из своих клевретов научил целые книги писать против Воскресения. Этот книжный туман книгами и рассеян. Не бери худой книги — и не затуманиться, а случится нечаянно напасть на такую — возьми в противоядие книгу добрую и освежишь голову и грудь. Бывает другой туман от врага — в помыслах. Но и этот тотчас рассеется, как дым от ветра, от здравого христианского рассуждения.

Пройди рассуждением все совершившееся и увидишь ясно, как день, что всему этому нельзя было совершиться иначе как силою Воскресения Христова. Это убеждение будет для тебя потом твердыней, установившись на которой легко станешь отражать и поражать врагов истины. Епископ Феофан Затворник , Да удалится от нас помысел неверности клятве! Но чтобы он вернее был удален, поражайте его, как стрелою, грозным словом Божиим: Если не оставит Господь без наказания произносящего имя Его напрасно, легкомысленно, без нужды, то чего должен ожидать тот, кто, давая клятву перед Богом, употребил бы имя Божие неблагонамеренно, святотатственно, чтобы Его святостью покрыть нечистоту своей неверности?

Апостол Петр обличил Ананию именно этими словами: Этот пример и многие примеры вне священной истории показывают, что ложь перед именем Божиим и пред лицом Божиим — ложь клятвопреступная, как бы в нетерпение приводит небесное Правосудие и привлекает грозные и внезапные удары судьбы. Филарет, митрополит московский , Видим, что разная ложь бывает в мире. Лжет купец, когда говорит, что товар его такой-то цены стоит, а это не так. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, чего не видел и не слышал, или не говорит того, что видел и слышал, и черное называет белым, и горькое — сладким… Лжет работник, который, взяв достойную цену, обещал работать усердно нанявшему его, но работает лениво или совсем не работает.

Лжет должник, который занимает деньги и обещает отдать, но не отдает… Лжет пастырь, который обещает и присягает пасти стадо овец Христовых, но не пасет или нерадиво пасет их. Так, лжет христианин, который в Крещении святом обещает работать Христу Господу, но не работает. Таков всякий, кто по святом Крещении беззаконнует и прилепляется к суете мира сего. Святитель Тихон Задонский , В ложной мысли ума уже существует все здание прелести, как в зерне существует то растение, которое должно прорасти, если посадить его в землю , Ложь есть источник и причина вечной смерти.

Епископ Игнатий Брянчанинов , Святитель Василий Великий 10, Как моль портит одежду, так клевета — душу христианина. Преподобный Ефрем Сирин 26, Если ты оклеветал кого-либо, если сделался врагом кому-либо, примирись до Суда.

Удивительно, но факт! Ложь есть разрушение любви.

Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение… Если это правда — исправься; если ложь — посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано,- вразумись; если не сознаешь — оставь без внимания, лучше же сказать: Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: Святитель Иоанн Златоуст 45, Если кто наговорит перед тобою на брата своего, уничижит его и проявит злобу, не склоняйся против него, чтобы не постигло тебя то, чего не желаешь 66, Позаботимся о чести ближнего, кто бы он ни был, не позволяя ему умалиться в нашем мнении, когда его поносят,- это сохранит нас от оклеветания.

Преподобный авва Исаия 66, Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия. Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела. Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него терпели обличения в делах явных и тайных, если обличающие окажутся лжецами.

Поэтому надо знать, что для желающего войти на высшую степень блаженства, должно быть и другое: Одно из этих двух без другого не так полезно… Если, страдая ради Христа, услышим о себе правду, то необходимо краснеть, потому что, заслуживая одобрения с одной стороны, обличаемся с другой. И если страдаем, но не ради Христа, то получаем награду за терпение, но не улучим высшего блаженства, какое улучили бы, если бы соединилось и то, и другое и страдание за Христа, и клевета на нас.

Преподобный Исидор Пелусиот 52, Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня. По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего. Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе. Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного.

Доверься Богу, ибо Он заботится о тебе!!!

Авва Фалассий 68, Оклеветали вас… хотя вы невиновны? И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас — милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно. Епископ Феофан Затворник Собр. Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший.

Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы,- об этом свидетельствует святое Евангелие. Мало им было говорить, что Он любит есть и пить вино, что Он друг мытарей и грешников, самарянин, что Он беса имеет и исступлен,- Тот, Который всяким образом искал погибших, но называли Его и лжецом, развращающим народ: Никто от них клеветы и поношения не избежал.

Отыскали дети мира сего, что хулить и в непорочном житии, выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить. Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение Чис. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила Дан. Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали!

Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их — святители, мученики и прочие святые.


Читайте также:

  • Как переоформить автомобиль без доверенности
  • Продает ли банк долг коллекторам
  • Образец заявления в ровд о клевете
  • О месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей семейный кодекс